ОПК России: итоги 2017 года





Можно с полной уверенностью утверждать, что в России создана эффективно функционирующая система государственного оборонного заказа (ГОЗ). Прямым подтверждением этому является тот факт, что за последние несколько лет показатели выполнения заданий ГОЗ не опускаются ниже уровня 96-98%, и это несмотря на ряд негативно влияющих на ОПК факторов, в первую очередь экономического и санкционного характера. Напомним, что еще в 2012 г. этот показатель не превышал 82%.

Выполнение заданий государственного оборонного заказа в 2017 г. осуществлено на уровне показателей 2016 г.

Если на достигнутые результаты посмотреть через призму ежегодных объемов финансирования оборонного заказа, то, наверное, трудно найти другую сферу, где бюджетные средства расходуются с&nb...

Можно с полной уверенностью утверждать, что в России создана эффективно функционирующая система государственного оборонного заказа (ГОЗ). Прямым подтверждением этому является тот факт, что за последние несколько лет показатели выполнения заданий ГОЗ не опускаются ниже уровня 96-98%, и это несмотря на ряд негативно влияющих на ОПК факторов, в первую очередь экономического и санкционного характера. Напомним, что еще в 2012 г. этот показатель не превышал 82%.

Выполнение заданий государственного оборонного заказа в 2017 г. осуществлено на уровне показателей 2016 г.

Если на достигнутые результаты посмотреть через призму ежегодных объемов финансирования оборонного заказа, то, наверное, трудно найти другую сферу, где бюджетные средства расходуются с такими высокими результатами.

При этом немаловажно отметить, что внедрена и эффективно работает система контроля за расходованием немалых бюджетных средств в рамках оборонного заказа, включающая в себя два механизма: контроль и правомерность прохождения средств по всей кооперации через отдельные (специальные) банковские счета и через счета Федерального казначейства.

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

За последние годы обеспечено динамичное развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК), созданы новые технологии и конкурентоспособная продукция, сформирован дополнительный запас прочности в промышленности, финансовой системе и подготовке квалифицированных кадров.

В сводный реестр организаций ОПК, утвержденный приказом Минпромторга России от 3 июля 2015 г. № 1828, включено 1355 организаций. В них занято около 2 млн. человек, в том числе в оборонных отраслях промышленности — 1,4 млн.

Среднемесячная заработная плата работников организаций ОПК в 2017 г. составила более 50 тыс. рублей (в 2016 году — 46,6 тыс. рублей), в том числе в промышленности — 45 тыс. рублей, в науке — 62 тыс. рублей. Таким образом, увеличение за год составило около 4 тыс. рублей (или 9,3%).

Необходимо отметить, что благодаря реализуемым мерам поддержки как на уровне государства, так и компаний ОПК в последние годы численность работников в целом стабилизировалась, а на целом ряде предприятий она даже растет. При этом созданы условия для обеспечения притока и закрепления в ОПК талантливой молодежи, способной решать амбициозные технологические задачи и обеспечить преемственность научным школам. Доля молодежи в возрасте до 35 лет составила более 30%, а средний возраст занятых в ОПК сократился до 45 лет.

Организациями ОПК достигнуты устойчивые темпы развития, превышающие аналогичные показатели российской экономики в целом. Так, объем промышленной продукции, произведенной оборонными предприятиями в 2017 г., по данным на конец минувшего года, вырос на 7,5%, в том числе в части военной продукции — на 8,2%, гражданской продукции — на 4,3% по отношению к 2016 г.

Рост производительности труда за 2017 г. оценивается в среднем на уровне 6,3%.

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Объем выпуска продукции организациями авиационной отрасли в минувшем году составил около 960 млрд. рублей, что выше уровня 2016 г. на 5,9% (в части военной продукции — 7,3%, гражданской — 0,4%).

На внутренний и внешний рынки за год поставлено 139 самолетов и 214 вертолетов, из них соответственно 31 и 64 — гражданские (в 2016 г. — 136 самолетов и 190 вертолетов, из них соответственно 28 и 22 — гражданские). Кроме того, поставлено более 1200 двигателей (из них 930 — авиационных).

В мае 2017 г. выполнен первый полет магистрального самолета МС-21-300 и начаты его сертификационные летные испытания.

В ноябре 2017 г. в рамках программы воспроизводства стратегических ракетоносцев Ту-160 состоялась выкатка первого образца модернизированного самолета Ту-160М.

Кроме того, начата постройка опытных летных образцов регионального самолета Ил-114-300 и дальнемагистрального Ил-96-400М.

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В 2017 г. (к уровню прошлого года) в судостроении объемы производства продукции составили в части военного назначения — 107,6% (в том числе на внутренний рынок — 105,7%, на экспорт — 102,1%); в части гражданской продукции — 113,8% (в том числе на внутренний рынок — 108,4%, на экспорт — 102,3%). При этом объем гражданского судостроения увеличился на 9,3%.

Государственным заказчикам переданы 52 военных корабля и 48 единиц гражданских судов и морской техники.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ

В промышленности обычных вооружений в 2017 г. производство военной продукции составило 105,2% (по сравнению с 2016 г.), в том числе на внутренний рынок — 104,6%, на экспорт — 105,5%.

Выпуск гражданской продукции составил 116,9%, в том числе на внутренний рынок — 160,1%, а на экспорт — 73,7%.

Наиболее значимыми введенными в 2017 г. объектами капитального строительства в отрасли являются:

— реконструкция и техническое перевооружение производства (второй этап) в АО «НПК «Конструкторское бюро машиностроения»;

— реконструкция опытно-экспериментального производства со строительством производственного корпуса в АО «ЦНИИ «Буревестник»;

— техническое перевооружение производства в АО «Серпуховской завод «Металлист»;

— создание новых, реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов уникальной стендовой базы в АО «ЦНИИТОЧМАШ».

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БОЕПРИПАСОВ И СПЕЦХИМИИ

В 2017 г. производство продукции военного назначения в промышленности боеприпасов и спецхимии по сравнению с 2016 г. составило 104,1%, в том числе для внутреннего рынка — 122,1%, на экспорт — 86,1%, при этом в отношении выпуска гражданской продукции — 96,7% (в том числе на внутренний рынок — 96,7%, на экспорт — 96,9%).

Наиболее значимыми введенными в 2017 г. объектами капитального строительства являются:

— реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей по выпуску специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия на ФКП «Казанский завод точного машиностроения»;

— реконструкция снаряжательного производства АБСП на ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (за счет собственных средств).

РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В радиоэлектронной промышленности в 2017 г. (в сопоставимых ценах относительно показателей 2016 г.) рост объемов производства продукции составил:

— по совокупному объему — 10,4%, в том числе: в электронной промышленности — 7,3%, радиопромышленности — 11,7%, промышленности средств связи — 5%;

— в части военной промышленной продукции — 10,6%, в том числе: в электронной промышленности — 5%, радиопромышленности — 12%, в промышленности средств связи — 5%;

— в части гражданской промышленной продукции — 8,3%, в том числе: в электронной промышленности — 12%, радиопромышленности — 3,1%, промышленности средств связи — 5,1%.

В качестве наиболее значимого результата работы по итогам прошлого года следует отметить первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100, радиотехническое оборудование которого разработано специалистами АО «Концерн радиостроения «Вега». Авиационный комплекс нового поколения создан на базе нового самолета Ил-76МД-90А и может обнаруживать, сопровождать воздушные и иные цели, а также участвовать в управлении истребительной и ударной авиацией при наведении на воздушные, наземные и морские цели.

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В 2017 г. проведено 20 пусков ракет-носителей (РН) с космическими аппаратами (КА).

В рамках Федеральной космической программы России обеспечено 10 пусков (девять штатных и один аварийный). Четыре пуска осуществлены с пилотируемыми кораблями «Союз-МС», три — с грузовыми кораблями «Прогресс-МС» в рамках работ с МКС. С космодрома Байконур осуществлен пуск РН «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» по выводу на рабочую орбиту КА мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций «Канопус-В-ИК» (с инфракрасной аппаратурой наблюдения), а также по выводу попутно на орбиты 72 малых КА. До конца 2017 г. с космодрома «Восточный» в рамках Федеральной космической программы России планировалось осуществить еще два пуска РН «Союз-2» и вывести на орбиты три КА. Но в связи с потерей 28 ноября 2017 г. КА «Метеор-М» № 2-1 (попутная нагрузка — один малый и 17 коммерческих КА) запланированные на декабрь 2017 г. пуски с космодрома «Восточный» КА «Канопус-В» № 3 и № 4 перенесены на 2018 г.

В рамках ФЦП ГЛОНАСС выведен на орбиту КА «Глонасс-М» № 52 с космодрома Плесецк.

В рамках коммерческих программ проведено шесть пусков, в том числе:

— с космодрома Байконур — КА «ЭкоСтар-21», КА «Амазонас-5» и КА «АзиаСат-9»;

— с Гвианского космического центра — КА «Hispasat AG-1», КА «SES-15»;

— с космодрома Плесецк - КА «Сантинел-5П».

В рамках программ Минобороны России осуществлен один запуск четырех КА.

В настоящее время отечественная орбитальная группировка КА социально-экономического, научного и двойного назначения, выполняющая задачи по обеспечению государственных нужд, состоит из 90 космических аппаратов, в числе которых 25 КА системы ГЛОНАСС и восемь КА дистанционного зондирования Земли, из которых три КА — природоресурсного назначения, три — гидрометеорологического назначения и два КА — оперативного мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Система ГЛОНАСС обеспечивает заданный уровень тактико-технических характеристик (так, доступность навигации на открытой местности в любой точке Земли — 0,997, погрешность определения местоположения за счет космического сегмента — 2,7 м).

КА дистанционного зондирования Земли обеспечивают необходимыми данными (в том числе в коммерческих целях) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках развития космической инфраструктуры приема, обработки и распространения данных дистанционного зондирования обеспечивается эксплуатация арктического центра приема этих данных в Мурманске, продолжаются работы по развертыванию аналогичного центра в Антарктиде на станции «Прогресс», начаты работы по созданию в Арктической зоне еще двух центров — в Анадыре и Дудинке.

В 2017 г. по всей поверхности Земного шара было размещено семь измерительных станций системы ГЛОНАСС: четыре — в России и три — на территории иностранных государств. Всего на сегодня создано 37 таких станций.

В отчетный период количество работников в организациях ракетно-космической отрасли сократилось на 10 тыс. человек (при общей численности — около 220 тыс.), при этом доля сотрудников в возрасте до 30 лет возросла...


...до 18,6% (с 18,3%), при этом средняя заработная плата увеличилась до 54,3 тыс. рублей (с 50 тыс. рублей).

Закупки современного промышленного оборудования в 2017 г. превысили 850 единиц, что позволило довести до 28,3% долю производственного оборудования со сроком эксплуатации не старше 10 лет, до 13,5% - со сроком 11-20 лет, до 58% - старше 20 лет (в 2015 г. эта доля была 67,6%). Загрузка производственных мощностей отрасли в минувшем году выросла до 55% (с 49,3%).

АТОМНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Введен в эксплуатацию энергоблок № 1 Нововоронежской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 — первый в мире энергоблок поколения «3+", соответствующий самым строгим, «постфукусимским» стандартам безопасности и отличающийся улучшенными технико-экономическими параметрами. Осуществлены физические пуски двух новых энергоблоков АЭС: № 4 Ростовской АЭС и № 1 Ленинградской АЭС-2 (последний — также поколения «3+").

Суммарная установленная мощность действующих энергоблоков десяти российских АЭС достигла в 2017 г. 27,9 ГВт (на 3% выше показателя 2016 г.). Выработка электроэнергии российскими АЭС в 2017 г. достигла рекордного уровня — около 200 млрд. кВт/ч. Коэффициент использования установленной мощности атомных электростанций превышает 85% и находится на уровне лучших зарубежных АЭС.

В рамках развития малой атомной генерации продолжается сооружение первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) мощностью 70 МВт в городе Певек Чукотского автономного округа, предназначенной для замещения выбывающих в связи с выработкой ресурса энергетических мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Строительство ПАТЭС вносит вклад в обеспечение энергетической безопасности и социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.

На развитие Арктической зоны также направлено строительство новых атомных ледоколов. Госкорпорация «Росатом» по заключенным с компанией «Балтийский завод — Судостроение» государственным контрактам осуществляет строительство трех самых мощных в мире универсальных атомных ледоколов. Головной — «Арктика» и первый серийный — «Сибирь» спущены на воду в 2016 и 2017 гг. соответственно, и их достройка осуществляется на плаву. Формирование корпуса второго серийного ледокола «Урал» продолжается на стапеле завода.

Важным событием 2017 г. в области строительства АЭС за рубежом явилось начало общестроительных работ по сооружению четырехблочной АЭС «Аккую» в Турецкой Республике. Данная АЭС впервые в мире строится по модели «строй-владей-эксплуатируй», предусматривающей сохранение права собственности на АЭС за Российской Федерацией.

Продолжается выполнение российских обязательств по крупным, уникальным международным проектам: сооружение международного термоядерного экспериментального реактора «ИТЭР» во Франции и Центра по исследованию ионов и антипротонов «ФАИР» в Германии. Госкорпорация «Росатом» от имени Российской Федерации также продолжает участие в работе международных организаций.

Безусловным приоритетом деятельности атомной отрасли является соблюдение стандартов безопасности. За 2017 г. в организациях отрасли не допущено отклонений, повлекших выход радиоактивных веществ за пределы установленных барьеров безопасности и облучение населения.

В ядерном оружейном комплексе реализуются мероприятия по интеграции научно-технического и производственно-технологического потенциала в рамках федеральных ядерных организаций, обеспечивающих полный жизненный цикл вооружения, военной и специальной техники.

Научно-технический и производственный потенциал предприятий ядерного оружейного комплекса обеспечивает потребности обороны страны по разработке, серийному производству и войсковой эксплуатации ядерных боеприпасов. Рост объема производства в 2017 г. оценивается не менее чем в 3,6%, при этом доля промышленной продукции гражданского назначения составляет 25,6% от общего объема, средний уровень заработной платы — 64,2 тыс. рублей.

Задания государственного оборонного заказа выполняются ежегодно на 100%.

Завершена в запланированном объеме реализация мероприятий по импортозамещению в части вооружения, военной и специальной техники, в том числе продукции украинского производства, а также производимой в странах НАТО и ЕС. Специальные изделия изготавливаются с использованием комплектующих изделий, сырья, материалов и элементной базы исключительно российского производства.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В 2017 г. военно-техническое сотрудничество (ВТС) Российской Федерации осуществлялось в условиях сложной международной обстановки, обусловленной недобросовестной конкуренцией со стороны США и их союзников, а также неправомерными ограничительными мерами, применяемыми по отношению к российским субъектам ВТС.

В минувшем году поставки российской продукции военного назначения осуществлялись в 47 стран, в целом количество наших партнеров в этой сфере превышает 100 государств. Российские образцы вооружения и военной техники были представлены на 23 международных выставках (из них 17 — за рубежом).

Портфель экспортных заказов стабилен и составляет около $45 млрд.

В структуре экспорта по видам продукции военного назначения преобладает авиационная техника, далее следуют техника ПВО, техника сухопутных войск и военно-морская техника.

Дальнейшее развитие получила нормативная правовая база в сфере ВТС (издано 2 федеральных закона, подписано 19 международных договоров).

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ И НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ

Как известно, в России ведется целенаправленная работа по достижению требуемых показателей оснащенности Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники: их доля в соответствии с указом президента к 2020 г. должна составить 70%.

В рамках выполнения Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг. оснащенность Вооруженных Сил России современным ВВСТ на текущий момент доведена до уровня 59,5%.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В ОПК

На предприятиях ОПК в инициативном порядке выполняются проекты по созданию новых гражданских производств. В частности, Концерн ВКО «Алмаз — Антей» реализует проект создания системы управления воздушным движением.

В сегменте инновационной строительной и дорожной техники ОАО «Ковровский электромеханический завод» создает мощности для производства многофункционального экскаватора-погрузчика на колесном ходу.

В секторе оборудования для топливно-энергетического комплекса выполняются проекты по оснащению газовыми турбинами на база авиационных двигателей газотранспортных систем (для привода газовых компрессоров) и энергоустановок (для привода электрогенераторов).

Предприятия ОПК представлены в гражданском сегменте электротехнической и кабельной промышленностями. Значительные перспективы сконцентрированы в области медицинской техники, это касается широкого номенклатурного ряда, в том числе оборудования для клинико-диагностических исследований, технических средств реабилитации, расходных материалов.

В рамках программ в области космической деятельности госкорпорацией «Роскосмос» реализуются мероприятия, предусматривающие импортозамещение на электронную компонентную базу (ЭКБ) отечественного производства функциональных базовых модулей для решения задач телеметрических, командно-измерительных и навигационных комплексов, аппаратуры спутниковой навигации, аппаратуры межспутниковой связи, бортовых комплексов управления, высокоскоростных космических радиолиний связи, а также систем бортового электропитания и систем регистрации и документирования внешних воздействий для перспективных космических аппаратов и наземного комплекса управления.

Госкорпорацией «Росатом» также реализуется отраслевая программа импортозамещения. Ключевые направления 45-и проектов этой программы: электротехническое оборудование, металлообработка, оборудование для нефтегазовой и химической промышленности, малая энергетика, композитные материалы. Основными партнерами в этой программе выступают АО «НК «Роснефть», АО «Росгеология», ПАО «Транснефть».

В интересах повышения эффективности процессов диверсификации производства предприятий ОПК организована работа по формированию каталогов высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, выпускаемой организациями ОПК, в том числе для эксплуатации в Арктическом регионе. Создается система распределенных центров компетенции в указанной сфере.

МЕРЫ В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Развитие систем производства высокотехнологичного вооружения и военной техники требует формирования благоприятной законодательной среды, обеспечивающей максимальное раскрытие экономического, технологического и интеллектуального потенциала предприятий ОПК.

Как показала практика, использование только репрессивных мер и запретов в сфере контроля цен не позволяет добиться нужного эффекта. В связи с этим коллегия Военно-промышленной комиссии совместно с Федеральной антимонопольной службой России инициировала разработку и внедрение мотивационной модели государственного регулирования цен, которая обеспечивала бы эффективные базовые условия функционирования предприятий ОПК. 2 декабря 2017 г. эта почти двухлетняя работа завершилась: принято постановление правительства Российской Федерации № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

Новые правила позволят сформировать для предприятий длинный горизонт планирования как минимум в пределах шести лет. Вся экономия, достигнутая предприятием в этот период времени, гарантированно остается в его распоряжении. Дополнительную прибыль организации ОПК смогут направлять на инвестиционные цели, внедрение бережливых технологий, повышение оплаты труда работников, занятых в производстве военной продукции, возврат кредитов и т. п.

Применение этого подхода будет стимулировать организации ОПК к снижению производственных издержек и внедрению современных технологий, позволит повысить их инвестиционную привлекательность и обеспечить приток квалифицированных кадров, а также упростит систему контроля за ценообразованием в сфере государственного оборонного заказа.

В целом для оборонно-промышленного комплекса России 2017 г. был успешным. Сейчас военные заводы, оборонные предприятия и КБ нацелены на эффективное выполнение задач, определенных новой Государственной программой вооружения на 2018-2027 годы.

http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2018/0117...

 

Контакты:
Адрес:
Строительная, 133-г
119321
Москва,
Телефон:+7 269-118-42-58,
Электронная почта: contact@kolgus.ru Новости России, свежие мировые новости

ОПК России: итоги 2017 года

по теме: