Иллюзионисты и фокусники прошлого



Иллюзия – особое искусство, сочетающее в себе совершенство техники и виртуозное актерское мастерство исполнителей. Большое значение имеет качественная аппаратура и реквизит – ящики с двойным дном, скрытые элементы, пружины, особое расположение зеркальных элементов. Все это позволяет создавать необходимые условия. Но картина завораживающих фокусов была бы неполной без обаяния и таланта фокусника. Именно он держит публику в напряжении, заставляя удивляться всему происходящему.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Появление искусства иллюзии в России

О возникновении иллюзии как особого вида искусства существуют противоречивые мнения. По одним данным первые упоминания о нем встречаются на папирусах из Древнего Египта, которые были написаны примерно 5000 лет назад. Средневековые фокусники мало себя проявляли, поскольку приравнивались к посланникам дьявола и становились объектами преследований, гонений и казней. И лишь в XVIII веке иллюзионисты стали получать всеобщее признание.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Сначала это цирковое искусство распространилось на территории Египта, Ассиро-Вавилонии, затем пришло в Византию и Сирию, а оттуда – в Россию. В XVIII веке в нашу страну стали приезжать иностранные фокусники. Публика принимала их хорошо, а вот к русским магам относилась пренебрежительно. Поэтому последние выступали под иностранными псевдонимами. Но со временем талант и умения русских фокусников смогли победить этот стереотип, и на афишах цирка стали все чаще появляться русские фамилии.

Гордей Иванов – первый фокусник, не скрывавший фамилию

Гордей Иванов прославился своим фокусом «Парящая свирель» и тем, что никогда не работал под псевдонимом. Его цирковая карьера началась с 6 лет – он выступал в акробатических номерах гастролирующих балаганов. Затем прошел обучение иллюзии у итальянского фокусника Шедини. В конце XIX века он активно презентовал свое искусство – строил так называемые «Народные театры» в разных областях России и собирал на свои представления сотни людей.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Самым популярный его фокус – «Парящая свирель», который был основан на пластичности и таланте мастера и некоторых технических хитростях. Его смысл был в том, что выполняя плавные движения кистями, фокусник «управлял» музыкальным инструментом, меняя его положения в пространстве, заставлял по воздуху приблизиться к губам и даже играл на ней. В качестве секретного элемента выступал конский волос, петли которого были закреплены на пальцах у фокусника.

Под псевдонимом «Герольд»

Нина Зубаль – одна из первых женщин, решивших работать в жанре иллюзии. Свой псевдоним она получила из-за того, что выступала в мужском костюме средневекового герольда. Ее фокус назывался «Магический шар». Во время представления Зубаль держала в руках веревку, по которой двигался шар. Загадкой было то, что вопреки законам тяготения он останавливался посередине веревки и начинал движение только когда кто-то из зрителей кричал «Поехали», а останавливался по команде «Стоп», раздававшейся из зала. Секрет фокуса заключался в особом тоннеле, расположенном внутри шара, его изгибы позволяли надежно фиксировать реквизит в определенные моменты. Карьера иллюзионистки стремительно шла вперед. Довольно быстро она перешла от стихийных выступлений в балаганах к организованным номерам в частных домах.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Позже этот фокус стал предметом споров, поскольку появилась версия, что его автор японский фокусник Окито, а правильное название «Японский шар». Но это неверно, поскольку первой егопродемонстрировала именно Нина Зубаль.

Александр Нагель, прославившийся благодаря гвоздям

Он покорил публику тем, что самоотверженно прокалывал себе пальцы гвоздем на глазах у всех собравшихся. На самом деле в реквизите фокусника было два гвоздя. Один настоящий, который демонстрировался любопытной публике. Второй – специально созданный для фокуса гвоздь с дужкой посередине. Талант Александра заключался в умении отвлечь зрителей и незаметно для них подменять их. Одна из историй гласит, что был случай, когда публика буквально обступила мастера и просила исполнить полюбившийся номер. Лишенный личного пространства и возможности подменить реквизит, фокусник проколол палец настоящим, держась при этом стойко и продолжая улыбаться.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Алли-Вад – изобретатель множества фокусов

Алли-Вад (настоящее имя Александр Вадимов) усовершенствовал фокус с иглой, сделав его одним из самых популярных. Ассистент, которого протыкали иглой, теперь мог спокойно сходить с ленты. Талант Александра заключался еще и в умении разгадывать все сложные фокусы зарубежных коллег, а также изобретать свои уникальные представления.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Одним из таких стал номер с использованием самостоятельно сконструированного шестигранника – «тамбурина». С первого взгляда было ясно, что поместиться внутри него никто не может. Но по волшебству фокусника в момент кульминации из него выходили две девушки. Вадимов первым разработал систему «подземного хозяйства», включающую в себя множество люков, которая до сих пор используется во многих цирках.

Эмиль Кио и его волшебный ящик

Основатель династии Кио начал свой путь в цирке с разнорабочего. Настоящая слава пришла к нему, когда он осуществил свою мечту и купил себе «волшебный ящик». Это уникальное творение немецкого инженера позволяло сжигать, протыкать, подвергать агрессивным воздействиям того, кто находился внутри. Добавленные к этому обаяние и талант мастера сделали его номера одними из самых популярных. Особенным успехом в начале карьеры Кио пользовался фокус с омоложением, в котором в ящик заходила старушка и после некоторых манипуляций выходила оттуда молодой девушкой.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Арутюн Акопян – невероятная ловкость рук

Этот фокусник заслужил особое внимание благодаря уникальности своих рук. Арутюн Акопян был одним из немногих мастеров иллюзии, которые выступали практически без реквизита. Только ловкие и отточенные движения пальцев. При этом зрители словно завороженные смотрели за происходящим. Чтобы удивлять публику, фокусник постоянно тренировался и совершенствовал свои умения. Одним из любимых номеров было измельчение афиш или плакатов, которые за доли секунд становились цельной картинкой в руках мастера.

Иллюзионисты и фокусники прошлого

Среди популярных русских фокусников, которые стояли у истоков становления иллюзии в нашей стране, также была Елена Орлова, удивлявшая публику фокусом с ключом, спадающим с ниточки. Завораживал зрителей Александр Германн, отдававший предпочтение номерам с исчезающей посудой, которые он любил проводить прямо в ресторанах за обедом или ужином. С азартом приветствовали зрители Николая Казакова с фокусом «Забавный огурец» и восторженно аплодировали манипулятору Владимиру Рудневу, который впоследствии принимал непосредственное участие в создании Московского клуба фокусников.

http://www.fresher.ru/2018/03/25/illyuzionisty-i-fokusniki-p...

 

Контакты:
Адрес:
Строительная, 133-г
119321
Москва,
Телефон:+7 269-118-42-58,
Электронная почта: contact@kolgus.ru Новости России, свежие мировые новости

Иллюзионисты и фокусники прошлого

по теме: