Реструктуризация и списание: финансовый омбудсмен позаботится о долгах россиян



Реструктуризация и списание: финансовый омбудсмен позаботится о долгах россиян

Принятие Госдумой закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" поможет снизить неопределенность на финансовом рынке. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент кафедры банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий Международного банковского института, кандидат экономических наук Давид Тереладзе

.

"Создание в России института так называемого финансового омбудсмена в первую очередь поможет снизить уровень неопределенности на финансовом рынке. Ведь новая служба призвана решать споры и конфликты граждан с кредитно-страховыми структурами. А споров немало, они сейчас сильно осложняют жизнь как гражданам, так и бизнесу. И в том, чтобы не доводить их до суда, заинтересованы все участники рынка.

Принятие этого закона – это очередной шаг России по развитию ее финансового рынка. Это логичный и закономерный процесс, его нужно лишь поддержать. Что новая служба необходима и востребована, давно доказал опыт Запада – родиной омбудсменов изначально была Великобритания. В этой стране, а также в США, порядка 30-40% финансовых споров населения с финансовыми организациями не доходят до суда. Бизнес это только приветствует, ведь судиться – дело хлопотное и затратное, проблемы лучше решать мирным путем", - отмечает специалист.

Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении закон о создании уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Неофициально эту должность уже назвали финансовым омбудсменом – он должен будет защищать права россиян в сфере кредитования и на страховом рынке. Законодательная инициатива подразумевает создание на безвозмездной для граждан основе системы урегулирования споров до суда с финансовыми организациями, когда стороны в лице потребителя и компании не смогли урегулировать его сами.

"Спектр рассматриваемых новым омбудсменом вопросов достаточно широк. Это невыплата долгов, пересмотр условий погашения кредитов, изменение договоренностей о выплате по страховке и многие другие. Смысл прост: нужно помочь в рамках действующих законов решить вопрос сторонам, избегая обращения в суд – по сути, привести их к компромиссу. Суд чреват не только финансовыми издержками, но и временными – ни потребитель, ни компания не заинтересованы, чтобы их спор рассматривался месяцами, а то и годами.

Финансовый омбудсмен призван повысить доверие граждан к страховым компаниям, банкам и другим игрокам рынка. Бизнес тоже заинтересован в независимом посреднике при досудебных переговорах. Схема проста: сначала банк илистраховщик пытается прийти к консенсусу с клиентом напрямую, потом вопрос решается на уровне омбудсмена. Суд становится крайней инстанцией, когда все другие возможности достичь компромисса оказались исчерпаны", - подчеркивает аналитик.

"Финансовый миротворец"

Появление уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг "позволяет облегчить бремя работы для финансовых организаций, экономит издержки и время потребителя, надзорного органа, а также позволяет избежать обращения в суд", говорится в сопроводительных документах к законопроекту. В Думе также отметили, что институт финансового омбудсмена действует в таких странах, как Великобритания, Ирландия и Германия.

Финансовый омбудсмен урегулирует споры между кредиторами и заемщиками

Финансового омбудсмена будет назначать совет директоров Центрального банка. Чтобы обеспечить деятельность уполномоченных, предлагается создать соответствующую службу в форме некоммерческого партнерства. Зампредседателя комитета по финансовому рынку Госдумы Антон Гетта пояснил, что с 2019 году "в обязательном порядке с финансовым омбудсменом должны будут работать страховые организации" в первую очередь по вопросам страхования ОСАГО и КАСКО. "В 2020 году в обязательном порядке должны будут присоединиться микрофинансовые организации, а в 2021 году – банки", - сказал депутат.

"Институт такого омбудсмена в определенной мере упорядочивает финансовый рынок государства, придает ему образ завершенности и справедливости. Со временем он становится неотъемлемой структурой рынка и стороны привычно направляют обращения омбудсмену вместо составления судебных исков. Доверие к самому "третейскому" регулятору со временем становится очень высоким.

Однако создать эту структуру в стране не так просто – к этому придется серьезно готовить национальное законодательство, контролирующее деятельность как самого омбудсмена, так и процесса урегулирования споров. Более того, нужны жесткие требования к людям, которые станут омбудсменами – это вопросы профессионализма, специальных знаний и квалификации. неподготовленные кадры могут лишь запутать спор, вместо его решения.

Потребуется целый ряд корректировок нормативных актов на федеральном и местном уровнях. При этом опыт тех же Штатов или Великобритании скопировать не получится – у них полностью отличная от российской система законодательства. Внедрять службу в реалии финансового рынка РФ придется поэтапно и с максимальным профессионализмом, но в конечном итоге эта работа даст серьезные результаты", - заключает Давид Тереладзе.

 

Контакты:
Адрес:
Строительная, 133-г
119321
Москва,
Телефон:+7 269-118-42-58,
Электронная почта: contact@kolgus.ru Новости России, свежие мировые новости

Реструктуризация и списание: финансовый омбудсмен позаботится о долгах россиян