Игра в монополию: эффект "бензиновой" инфляции объяснил эксперт



Игра в монополию: эффект "бензиновой" инфляции объяснил эксперт

Рост цен на бензин, который негативно влияет на уровень инфляции, нужно пресекать с помощью жесткого антимонопольного законодательства, считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.

Нынешний рост цен на бензин может ускорить инфляцию в этом году. Об этом заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

"Рост цен на бензин с точки зрения на инфляцию определенный вклад дает. В целом по году, я думаю, можно говорить о дополнительном эффекте в несколько десятых процентных пункта", — сказал Орешкин в кулуарах ПМЭФ.

Влияние роста цен на бензин на общий уровень инфляции, по мнению министра, - не главная проблема.

"Она, конечно, серьезно сказывается на определенных секторах — на посевной, авиакомпаниях с точки зрения керосина и стоимости авиабилетов. То есть, есть точки в экономике, которые страдают от этого повышения сильнее всего", — объяснил глава МЭР.

"Поэтому те решения, которые сейчас принимает правительство по снижению акцизов, как раз направлены, чтобы компенсировать по крайней мере части потребителей ту динамику, которая связана, в первую очередь, с повышением цен на мировом рынке", — сказал Максим Орешкин.

Ранее вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что снижение акцизов на бензин (3 000 рублей с тонны от действующего размера акциза) и дизельное топливо (на 2 000 рублей с тонны от действующей ставки) случится не позднее 1 июля.

Выпадающие доходы бюджета могут составить более 100 млрд рублей, частично выпадающие доходы региональных бюджетов будут компенсированы из федерального бюджета, сказал Козак.

Главнаяпричина

Растущие цены на бензин естественным образом скажутся на инфляции, бесспорно, отмечает Михаил Беляев. Во-первых, потому что они сами по себе дорожают, во-вторых, цены на топливо являются базовыми для многих других видов продукции, и издержки на бензин будут переложены на другие цены, войдут туда прямым ходом.

"Но я не согласен с Орешкиным в том смысле, что это не есть коренная причина. А она в том, что эти растущие цены - результат монопольной ситуации на рынке топлива, и рост цен зависит в данном случае от того, как ведут себя монополии. Снижение акцизов в данном случае не поможет, пока не будет искоренена главная причина. Таким образом, мы и инфляцию не сдержим, и получим выпадающие доходы", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Работа по ограничению монополий

Беляев допускает, что инфляционный рост будет выражаться не в нескольких десятках процента, а в чуть большем значении, "хотя сейчас посчитать это сложно".

Опасность этого - в негативном влиянии на экономический рост. 

"В целом по году можно говорить о дополнительном эффекте в несколько десятых процентных пункта", — сказал Орешкин о влиянии роста бензиновых цен на инфляцию"Если по каким-то причинам общая инфляция выйдет за пределы 4%, это даст повод Центробанку повысить или удержать ключевую ставку. А это, в свою очередь, создаст затруднительные условия для роста экономики", - отметил эксперт.

Эффективной мерой борьбы с ростом бензиновых цен Михаил Беляев считает жесткое и действенное антимонопольное законодательство. "Работать по ограничению монополий нужно по западному пути - разрешать монополиям подтягивать цены под уровень уже сложившейся инфляции, а не наоборот", - указал он. 

 

Контакты:
Адрес:
Строительная, 133-г
119321
Москва,
Телефон:+7 269-118-42-58,
Электронная почта: contact@kolgus.ru Новости России, свежие мировые новости

Игра в монополию: эффект "бензиновой" инфляции объяснил эксперт